Реабилитация Владимира Красное Солнышко за ошибки
молодости в киноленте «Викинг» не получилась. Несмотря на положительную оценку президента,
я теперь знаю, какой фильм по праву может претендовать на звание
самого неудачного в 2016 г. — это «Викинг» режиссера Андрея Кравчука и группы
продюсеров, включая шефа «Первого канала» К. Эрнста. По художественному уровню он примерно
соответствует прошлогодним «Звездным войнам. Пробуждение силы» — дерутся
тут столь же часто и так же непонятно за что, непонятно кто
и непонятно с кем. Нет, прошу прощения, в «Звездных войнах»
можно хотя бы на цвет меча ориентироваться, чтобы понять, где
красные, там для авторов саги противники, а где голубые, там,
соответственно, для них свои. В отечественном же кино в стиле
исторического эпоса смешалось все: кони, люди, зубры —
и из этого клубка то и дело топоры вылетают или
из арбалетов пуляют.
Князь глазами злодея
Что желали создатели «Викинга» в своем творении сказать
нового — понять решительно невозможно. Ведь Владимира Крестителя воспели мастера камеры и мотора
в последние годы так, как Петра
I с Иваном Грозным в сталинскую
эпоху, наверное, не воспевали. Однако случилось это воспевание (один
худфильм и один анимационный) до появления в центре Москвы
памятника Владимиру Красному Солнышку. Так что с пропагандистской точки
зрения появление «Викинга» на киноэкранах страны в самый лакомый для
кинематографа новогодний промежуток времени как раз очень даже понятно. Требуется показать, что
Владимир, хотя и был нехорошим человеком в молодости, после принятия
христианства стал совсем другим. Т.е. творчески подкрепить то, что представлено
в летописях.
Собственно, главный конфликт в «Викинге» вокруг этого
и развивается — может человек поменяться или нет? К какому
выводу авторы пришли — не совсем ясно, ведь смотрим
мы на происходящее глазами не князя, а одного из его
подручных, отличающихся особой жестокостью и коварством. Он как раз
утверждает весь фильм, что, почти как в старой советской песне, «каким
ты был, таким ты и остался». Для опровержения мнения
собственного прислужника, едва не утопившего его по фильму, князь
Владимир предлагает ему… отрубить себе голову. И только что топивший его
кровожадный вояка враз перековался.
Грехи в тумане
Все данные кинематографические чудеса случились после того, как
князь испил воды, в которую духовный пастырь налил масло, а потом
поджег. Так, по его мнению, Господь поступит со всеми грехами
Владимира. Между них первым и, видимо, главным значится похищение кораблика
у брата. Тут я уже готов был порадоваться за создателей
киноленты, вернувшихся к лучшим традициям жанра эпической оды,
в которой обычно главный недостаток героя заключается в какой-нибудь
разбитой чашке. Однако не тут-то было — Владимир в исполнении
актера Данилы Козловского вдруг
зарыдал и взял на себя убийство брата Ярополка и ещё ряд смертей,
свершившихся, судя по фильму, без его участия или при участии,
однако в каком-то тумане, т.е. вроде как бы не ведал князь, что
творил, ну или нечетко осознавал последствия содеянного.
Желание обелить Крестителя Руси похвально,
однако в результате его исповедь у создателей «Викинга» получилась
какой-то неискренней. Даже из весьма тщательно отредактированных наверняка
после его победы летописей известно, что князь не только убил брата
Ярополка, однако ещё и изнасиловал его беременную жену, которую
по фильму, напротив, почему-то тщательно оберегает.
Вообще, убийства и схватки в картине происходят
примерно каждые 10 минут, так что «Викинг» даже с большой натяжкой
не назовешь добрым рождественским фильмом, хотя в финале, конечно,
появляются благостные картины крещения Руси. Причем идут на них принимать
его только что верившие в Перуна чуть ли не как на праздник,
хотя на самом деле утверждать православие великому князю зачастую пришлось
огнем и мечом.
Тут появляется вторая важная идея, которую несли людям
продюсер К. Эрнст сотоварищи, монотеизм лучше политеизма. Безусловно, для эпохи
Владимира так оно и было, однако сейчас вроде как век XXI, когда
космические корабли бороздят, как известно, просторы Вселенной,
а в Конституции провозглашена светскость нашего государства.
Ложка меда
Сильной стороной «Викинга» является относительно объективный
показ княжеских междоусобиц, подорвавших монолит Киевской Руси, а конечном
счете обернувшихся многочисленными жертвами и даже разгромом страны
на многие столетия. В гражданской войне нет правых
и виноватых — у всех своя правда, и победителей также нет
в братоубийстве, есть только проигравшие. Показать весь кошмар, когда брат
идёт на брата, в «Викинге» удалось вполне, поэтому охотно позволю
себе добавить данную ложечку меда в горькое послевкусие, оставшееся
у меня после просмотра данной киноленты.