9
января — годовщина разгона рабочей демонстрации в царском Петербурге в
1905 году — Кровавого воскресенья. События, с которых началась первая
революция, оставили след не только в истории, но и в искусстве,
вдохновив на свои произведения поэтов Владимира Маяковского и Анну
Ахматову, художников Валентина Серова и Владимира Маковского,
композитора Дмитрия Шостаковича. Лайф собрал лучшие произведения
классиков первой величины и проследил их отношение к историческим
событиям 1905 года.
Потрясение Валентина Серова
Русский художник Валентин Серов видел расстрел рабочих в Петербурге
своими глазами. В злополучное воскресенье 9 января он находился на
Васильевском острове, в здании Академии художеств, возле которой отряды
царской пехоты и кавалерии преградили путь шествию. Увиденное произвело
на Серова столь сильное впечатление, что он решил навсегда покинуть
Академию, по той причине, что её президентом был один из распорядителей разгона
демонстрации — великий князь Владимир Александрович.
Позже в своих дневниках художник писал:
"То, что пришлось видеть мне из
окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда. Сдержанная,
величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и
ружейному прицелу, — зрелище ужасное"
Под впечатлением этих событий художник создал две картины —
"Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?", которую начал писать
прямо
"с натуры" 9 января, и
"Разгон демонстрации казаками в 1905 году".
Непостоянство Владимира Маковского
В отличие от Серова его коллега и начальник Владимир Маковский после
событий 1905 года не покинул Академию художеств, в которой занимал пост
ректора с 1895 года. Верность царскоподданному заведению, впрочем, не
помешала ему создать одну из самых известных живописных работ на тему
Кровавого воскресенья —
"9 января 1905 года на Васильевском острове".
Как это иногда бывает, эскиз к работе сильно отличается от финальной
версии картины и чуть ли не более популярен. На эскизе изображён
молодой, одухотворённого вида мужчина. Он раздирает на себе одежду,
призывая солдат стрелять ему прямо в грудь. Историки пишут, что прообраз
у этого героя в действительности был — но вёл себя человек не столько
самоотверженно, сколько истерически: кричал и требовал стрелять от тех,
кто стрелять в него не собирался. Возможно, Маковский увидел этого
человека издалека, из окон Академии художеств, и вдохновился его
образом. Правда, в конечном варианте картины рубаху на груди уже рвёт
мещанин солидного вида и возраста.
Пик карьеры Дмитрия Шостаковича
Посвятить одно из своих центральных произведений событиям 1905
года Дмитрий Шостакович решил неслучайно: его отец Дмитрий Болеславович
был участником революционного движения, печатал в своей квартире
прокламации — политические агитки. Будущий отец композитора сам
участвовал и в шествии к Зимнему дворцу.
Симфония № 11 Шостаковича так и называется — "1905 год". Композитор
готовил её к 50-летию первой революции в 1955 году. Тем не менее из-за
смерти матери написание произведения задержалось, и в итоге оно было
окончено в 1957 году. Теме Кровавого воскресенья он отдал вторую часть
симфонии — "9 января".
Сказать, что власти встретили симфонию с одобрением — не
сказать ничего. Она стала крупнейшим успехом композитора со времён
Ленинградской симфонии. Ровно через год, в 1958 году, Шостаковичу
присудили Ленинскую премию и окончательно реабилитировали после
обвинений в 1948 году в профнепригодности — за формализм, буржуазное
декадентство и пресмыкательство перед Западом.
Анна Ахматова и загадочные победители
Распространено мнение, что стихотворение
"Победителям" Анны Ахматовой
посвящено Второй мировой войне. Тем не менее это, по всей видимости, не
так. Во-первых, Анна Ахматова написала его в 1944 году — тогда ещё было
рано говорить о победителях. Во-вторых, Нарвские ворота, упоминанием
которых начинается стих, больше относят к событиям 1905 года, чем
1940-х. Подробное исследование стихотворения впервые опубликовал в 2011
году литературовед Константин Боленко.
Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть...
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла "Берт".
Вот о вас и напишут книжки:
"Жизнь свою за други своя",
Незатейливые парнишки —
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки, —
Внуки, братики, сыновья!
Боленко пишет, что только одно событие в российской истории
тесно связано с Нарвскими воротами (триумфальной аркой на Петербургской
площади Стачек) и сопряжено со смертью перед ними людей — Кровавое
воскресенье 1905 года. Именно там произошёл один из самых смертоносных
эпизодов дня, где толпа и её предводитель священник Гапон наткнулись
на гвардию и Измайловский полк.
Классика Владимира Маяковского
Как известно, Маяковский во время первой революции 1905 года жил ещё у
себя на малой родине, в Грузии, но уже тогда вёл революционную
деятельность. Будучи 12-летним гимназистом, он уже активно участвовал в
демонстрациях, а также забастовке в своей гимназии в Кутаиси.
Стихотворение
"9 января" поэт написал только в 1924 году.
О боге болтая,
о смирении говоря,
помни день -
9-е января.
Не с красной звездой -
в смирении тупом
с крестами шли
за Гапоном-попом.
Не в сабли
врубались
конармией-птицей -
белели
в руках
листы петиций.
Не в горло
вгрызались
царевым лампасникам -
плелись
в надежде на милость помазанника.
Скор
ответ
величества
был:
"Пули в спины!
в груди!
и в лбы!"
Позор без названия,
ужас без имени
покрыл и царя,
и площадь,
и Зимний.
А поп
на забрызганном кровью требнике
писал
в приход
царевы серебреники.
Не все враги уничтожены.
Есть!
Раздуйте
опять
потухшую месть.
Не сбиты
с Запада
крепости вражьи.
Буржуи
рабочих
сгибают в рожья.
Рабочие,
помните русский урок!
Затвор осмотрите,
штык
и курок.
В споре с врагом -
одно решение:
Да здравствуют битвы!
Долой прошения!
По материалам сайта КПРФ