Крымские ветераны отметили 30-летие своего союза
Об этом сообщило издание «Крымская газета».
О том, почему союз ветеранов Крыма никогда не отождествлял себя с украинскими организациями, как он борется за права ветеранов сейчас и что планирует, «Крымской газете» сказал председатель Крымского республиканского Союза ветеранов Георгий Бесстрахов.
– Георгий Дмитриевич, с чего начиналась история союза ветеранов?
– Ветеранское движение в Крыму, конечно же, началось задолго до 1987 года. Уже 16 мая 1944 года, в реальных условиях через месяц после освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков, одно из оперативных объединений Приморской армии осталось в Крыму и занялось охраной побережья. На базе Приморской армии 9 июля 1945 года был сформирован Таврический военный округ. Это говорит, что очень много ветеранов войны, военной службы оставались жить в Крыму. Инициаторами создания ветеранского движения стали бывшие партизаны и подпольщики. Часть их после освобождения Крыма ушла на запад и продолжила воевать, а другая осталась восстанавливать разрушенное хозяйство. Формы объединения ветеранов в послевоенные годы были разные: были очень мощные всесоюзные объединения и региональные. Но такие категории, как ветераны труда, труженики тыла, ветераны военной службы, не имели своих объединений.
– Почему союз официально создали только в 1987 году?
– Это был год активной горбачёской перестройки, когда ломались многие устои. Понимая, что между ветеранов надо найти опору, партия приняла решение о создании всероссийской организации ветеранов войны, труда, вооруженных сил. В Крыму под руководством первого секретаря обкома партии 14 марта 1987 года была создана областная организация ветеранов войны, труда, военной службы и правоохранительных органов. Она объединила подавляющую часть пенсионеров Крыма. Её первоочередными задачами стали защита ветеранов различных категорий и патриотическое воспитание молодёжи. За данные годы происходили различные организационные трансформации, но цели оставались всегда те же.
– А политикой занимались?
– Ветеранская организация Крыма всегда дистанцировалась от политических акций, действий. Даже в уставе было прописано, что её члены не занимаются политической деятельностью.
– Насколько многочислен союз сегодня?
– Более 414 000 человек. При этом, по данным Пенсионного фонда Крыма, у нас живёт более 500 000 пенсионеров. То есть в реальных условиях все, кто находятся на заслуженном отдыхе, состоят в союзе.
– Какие организации входят в союз ветеранов?
– Кроме 28 муниципальных ветеранских организаций, у нас 20 ведомственных: ветеранские организации силовых структур, пограничных войск, военной службы, Министерства внутренних дел, прокуратуры и т. д. Этим и объясняется такая большая численность. Но мы не делим ветеранов на своих и чужих. Все, кто обращается в союз, находят понимание и решают свои проблемы. Это наше главное предназначение.
– А с какими вопросами чаще всего обращаются ветераны?
– После перехода в правовое поле России вопросы пенсионного обеспечения и социальной поддержки стали во главу угла. Поскольку все льготы, назначения носят заявочный характер (то есть без человека, который придёт и напишет заявление, представит какие-то документы, не осуществляются те или иные выплаты или назначения), у ветеранов возникали проблемы. Необходимо понимать, что данные люди мало мобильны. Но в тесном взаимодействии с отделениями Пенсионного фонда и Министерства соцтруда работа была организована: в помещениях нашего союза ветераны в присутствии работников министерств могли оформить все документы. Решаем вопросы медицинского обеспечения – сложно стало ветеранам пройти регистрационную процедуру, получить направление на оздоровление... Мы обращаемся в министерство, разъяснения даём, но каждый врач видит ситуацию по-своему.
– Работы непочатый край у вас...
– Более чем. И это не говоря о каких-то текущих проблемах. Например, приезжает «скорая» к ветерану войны в Бахчисарайском районе. Ему 93 года, и у него перелом шейки бедра, нужна госпитализация. А врачи говорят: «Нет, лечитесь дома!» Внуки нашли нас, позвонили, попросили помощи. Мы в течение двух часов разрешили ситуацию через отдел здравоохранения Бахчисарайского района. «Скорая» приехала, забрала дедушку. Существуют и системные вопросы, какие требуют решения не за один день, и текущие...
– Как на протяжении 23 лет ветеранский союз действовал на Украине?
– Наша организация всегда занимала отдельную позицию. Формально мы не входили ни в какую всеукраинскую организацию. Хотя под эгидой коммунистов Украины она существовала. Мы принимали участие в её работе, но в неё не входили. Приведу пример. На последнем съезде, где присутствовала наша делегация из пяти человек, мы единственные голосовали против тех решений, какие нам предлагалось принять. Хотя в зале присутствовали Янукович, Литвин... А наша позиция была простая: те постулаты, какие они пытались заложить, не подходили для Крыма, поскольку мы живём по-другому. У нас за 23 года не был закрыт ни один школьный музей боевой славы. Мы постарались сохранить организацию, те принципы, какие закладывались ещё в советское послевоенное время.
– Ветераны были рады возвращению в Россию...
– Естественно, ветераны были очень активной составляющей во время Крымской весны и референдума. Кто в основном голосовать идёт? Разумеется, более взрослые люди. Ветераны во время референдума чётко высказали свою позицию. Я всегда говорил, что из тех 97% за воссоединение Крыма с Россией 40% – это ветераны.
– Как ветеранской организации живётся уже в России?
– За три года, какие мы находимся в составе РФ, резко активизировалась работа не только на уровне республики, но и на местах. Это самое главное.
– Планы на будущее?
– Мы генерируем идею создания в Симферополе военно-исторического музея. Разумеется, существуют разрозненные музеи, но они в реальных условиях недоступны для широкого посещения, хотя нам есть что показать. Например, диорама битвы за освобождение Армянска 126-й дивизией сделана профессионально московской Студией военных художников имени М. Б. Грекова в 1980-х годах. Но она представлена в музее на территории военной части, и туда попасть нельзя. В Симферополе, в столице республики, даже нет площадки с образцами военной техники. В любом областном центре такая площадка существует.
– Как вы думаете, будет ли отмечать ветеранская организация своё 50-летие?
– Даже у многих чиновников слова «ветеранская организация» ассоциируются с ветеранами Великой Отечественной войны. Я им объясняю, что эта категория ветеранов, к сожалению, очень маленькая. Основу нашей организации сегодня составляют ветераны труда, военной службы, других силовых структур... И так устроена жизнь, что люди выходят на пенсию каждый день и пополняют наши ряды. Поэтому потенциал организации у меня лично сомнения не вызывает.