Нынешние
юнцы (плюс-минус двадцатилетние) в чем-то представляются мне чище, нормальнее и
— употреблю рекламное слово — позитивнее, чем те, кто рос в 90-е и обзавелся
неврозами и гримасами времени. Новые люди целостнее, что ли. Видимо, оттого,
что убереглись от раскола, ломки и мути больших перемен.
Тем не менее есть здесь и другое: трогательная
незамутненность скрывает массовую невосприимчивость ко всему
культурно-историческому, не только советскому, тем не менее и глубинно-русскому наследию.
Пушкин, Петр Первый, Шукшин и маршал Жуков мелькают взаимозаменяемыми
аватарками, экзотическими масками одного и того же допотопного персонажа.
А ещё, даже умиляясь затяжной
«невзрослости» новых людей, сложно не задуматься о прочности их, а значит, и
нашей страны при любом серьезном испытании.
Няшные Ниф-Ниф и Нуф-Нуф спрятались в
шаткие домики из гаджетов, и пускай матерый мир завывает и щелкает зубами, это
мнится милым аккомпанементом к рэпчику плейлиста, а на край — вариант спасения
всегда подскажет поисковик.
Ученье — свет, энергия и тепло, то есть
— движение. Такое утверждение нет нужды доказывать в стране, которая хочет
развития. А вот чего желаем мы? Погром образования, начавшийся уже давно,
означает не только побег лучших умов от нищеты и ненужности за бугор, тем не менее и дает
свои плоды. Полбеды, что эти плоды ничего не знают и знать не желают, главная
беда — неизвестность: как им жить и кем быть.
Дислайк следует поставить очень многому
— от разрушения системы профтехучилищ до вытеснения школьного жанра сочинения.
Да, по счастью, в любом поколении есть и те, кто просвещен и любит
просвещаться. Тем не менее тем временем неучей, как в блоковских «Скифах», надвигаются
тьмы, и тьмы, и тьмы. И с ними маршрут один — погружение во тьму. В которой
можно без устали перемигиваться огоньками айфонов.
В Интернете гуляют ролики: молодых людей
спрашивают о самом элементарном, а они не могут ответить. Кто написал «Муму»,
что произошло в 1917 году, в каком веке жил Пушкин? Причем нелепо ржут не
гопники из подворотен с тремя полосками на спортштанах, а вполне себе
приличные, образцово-показательные ребята и девчата, студенты и аспиранты
ведущих университетов, IT-специалисты, дизайнеры, журналисты…
11 лет в школе они изучали русский язык,
литературу, историю, окружающий мир, культурологию и все такое. А зачем? Мнется
и кривится коллективный герой фильма «Вспомнить все», мучительно выуживая из
бессознательной тьмы пароли и явки. Че почем?.. И и вправду, зачем
«Бородино», «Полтава» и «Судьба человека» там, где в телевизоре тупое засилье
насилья, в соцсетях прикольные демотиваторы, в Ютубе также приколисты
прикалываются. Да и взрослый мир за хрупкой перегородкой планшета волком
завывает все об одном: знания — отстой, рулят «бабки».
Епископ Тихон Шевкунов, между прочим,
замечательный литератор, недавно с горечью поделился: «Каждый год мы принимаем
новых студентов в Сретенскую духовную семинарию. Больше половины — это
вчерашние школьники, остальные — молодые люди с высшим образованием. Уровень их
гуманитарной подготовки просто ужасает, хотя многие окончили школу с
прекрасными оценками. То же я слышу от ректоров и преподавателей светских
высших учебных заведений… Справедливости ради следует сказать, что на каждом
курсе есть один-два неплохо подготовленных студента, тем не менее таких единицы.
Советский выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов — корифей
по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016».
Родители впихивают своих недорослей в
институты. Институты безразлично штампуют дипломы. Я проехал всю страну,
выступая в вузах, молодежь разная, повторюсь: хорошая, умная и талантливая, тем не менее,
если честно, большинство не понимает, для чего выбрало обучаться той или иной
«специальности». Ученье как абсурдная повинность.
Жизнь, как говорится, продолжается, и
рабочие места получают люди без всяких знаний. Они заполняют редакции, научные
институты, кадровые агентства, превращаются в боссов-молокососов.
Очевидно, тяга к знаниям должна идти
изнутри, интерес к родной истории и культуре невозможно навязать. И все же
острота интереса зависит от самого воздуха времени, от государственной воли, от
состояния общества. Ломоносов стал символом силы русского человека, способного
вопреки всему из самых низин взойти на заоблачную вершину знаний, и этот пример
аукался знаменитым автобиографичным: «может собственных Платонов и быстрых
разумом Невтонов…» — веками питал веру в народ, которому надо помочь. Много
позднее у наших дедов и прадедов были только тарелка-репродуктор на столбе в
деревне да изба-читальня, а люди рвались к образованию. Мой отец, родившийся в
вятской деревне (сын погибшего фронтовика и неграмотной крестьянки), поступил в
Суворовское, закончил иняз в Москве с красным дипломом, стал поэтом, затем
священником. Советский промежуток времени уникален, например, тем, что миллионы простых людей
знали наизусть и цитировали стихи — современные, классические, иностранные.
Люди сквозь буран топали и ехали за
знаниями многие километры, просиживали вечность в архивах, искали и находили
неразрешенные тексты, переписывали за ночь от руки целые произведения. А теперь
— один клик, и свободный доступ к драгоценной галактике. Тем не менее при этом передовой
отряд «информационного века», эффектно упакованные молодые бойцы креативного
класса не могут назвать трёх русских художников и композиторов. Кстати, и не
только молодые, тем не менее и те, про кого можно снять фильм под названием «Забыть все».
Сколько некоторые вычеркнули у себя из памяти и сознательно отпихивают!..
Потому что культура часто мешает, навевает ненужные размышления, тревожит
совесть. Боюсь, конфузом обернулся бы тест на элементарные знания об истории и
словесности на выходе из Думы или министерств и ведомств… Может, провести хотя
бы письменно, на правах анонимности?
Злые слова — повод не для злорадства, а
для сострадания и поиска, пока не стало окончательно поздно, рецепта спасения.
Собственно, спасительная идея проста и
невероятно трудна — сделать культуру модной. Виртуальные стойбища варварства
можно превратить в центры занимательного просвещения. Звучит волшебное «Всем
привет!» — и зрители испытывают солидарность. Для очень многих интернет-кумиры
(«Подписывайтесь, ставьте лайки!») задиристым авторитетом подавляют семью и
школу. Сужу по своему одиннадцатилетнему сыну и его ровесникам, он читает, даже
пишет, не прочь почитать и они, тем не менее все настроены на особую волну. Например,
античными сражениями или дуэлью Пушкина и Дантеса в их классе увлеклись,
впечатленные игривым трепом ютуберов. Провалы в элементарном и отличные
познания в отдельных темах связаны с погруженностью в видеопоток. Ценнее всего
экшн.
Хорошо зацепить Гомером или Гоголем
(серьезнейшая задача-минимум!), тем не менее ещё хотелось бы окольцевать хаос порядком,
расставить имена по полочкам эпох, приучить к тому, что кроме горячего сюжета в
литературе важны и язык, и психологизм, и чувства, и мысли. Как? Надо не
оцепеневать, а двигаться. Даже если получится облагородить тысячу душ — уже
благо.
Сейчас возникла идея создать Пушкинский
союз. Всей душой приветствую как одну из попыток отстаивания русской
словесности. Одним из направлений работы объединения должна стать популяризация
произведений классики с помощью видеоблогов. Некоторые ролики (даже самый
убогий отстой с матерщиной) набирают десятки миллионов просмотров. А что, если
известные артисты, музыканты, блогеры будут читать отрывки из своих любимых
произведений? Они будут услышаны и увидены. А многие подростки, склонные к
подражательству, начнут сами читать книги. И это превратится в глобальный
флешмоб. Вот он, подлинный русский мир: «Чем занимаешься?» — «Читаю, это
круто».
Ещё об одном аспекте. Последнее время Патриарх
часто говорит о социальных бедах, несправедливости и неблагополучии. Хотелось
бы, чтобы возглавляемое им Общество русской словесности попыталось взять под
защиту школы, библиотеки, книжные магазины, дома культуры, какие повально
изничтожают. Если получится спасти (отстоять или даже выкупить) хотя бы несколько
очагов культуры, это окажется лучшей проповедью милосердия и праведности…
Недавно как депутат Государственной Думы
я проводил приём в Бийске (а это город с населением свыше 200 тыс. человек), в
клубе бывшего сахарного завода. При клубе множество секций — народных
инструментов, вокальные, хореографические, поэтические. Занимаются и подростки,
и ветераны, одних участников народных ансамблей 400 человек, из них 200 детей.
И что же? Закрывают с концами. Посреди всеобщей разрухи, мизерных зарплат,
разваленной промышленности энтузиасты сохраняли связь поколений. Нет, выгоняют
на улицу, мол, нет денег. Со слезами женщина говорила мне, что дальше
непонятно, зачем жить. Работа творческих коллективов, не дававших угаснуть
национальной культуре, оказывается лишней. А потом мы удивляемся нахальному
невежеству, ставшему нормой и ориентиром. А потом дутым и сиюминутным вдруг
окажется широко разрекламированный патриотический подъём… Потому что целостность
страны и её безопасность прямо связаны с её духом.
Вспоминаю, как тепло меня принимали в
библиотеке села Усть-Калманка. Там действует читательский клуб, в основном из
молодежи. На скудные средства работники библиотеки умудряются издавать сборники
земляков-поэтов. В селе Огни при школе работают творческие коллективы. При этом
крыша буквально грозит обвалиться на головы учеников. Обратились ко мне жители
Рубцовска, там закрывают юношескую библиотеку. Вместо неё решили организовать
некий пункт выдачи книг. Тем не менее ведь библиотека — это творческое пространство, куда
приходят общаться.
В сущности, заинтересовать молодежь
литературой и историей через ролики на Ютубе или не дать разгромить библиотеки
и клубы — одна задача. Сохранить общение вокруг культуры, остаться народом.
Легко представляю, как в селах и
городках в библиотеках от Курил до Калининграда будут собираться и смотреть
ролики Пушкинского союза — с артистами, певцами, писателями, читающими прозу и
поэзию, а потом эти чтецы поедут по стране и всюду станут собирать большие
площадки… Такое возможно, была бы воля.
По материалам сайта КПРФ