Ещё с февраля Южный берег Крыма забил тревогу в связи с тем, что пальмы курорта начали медленно, однако верно гибнуть, передаёт «Крымская газета».
Троянский жук
В СМИ распространилась информация о том, что крымские пальмы визитку побережья погубило насекомое-вредитель красный пальмовый долгоносик и пальмовый мотылёк, завезённые любителями экзотической растительности из итальянских питомников.
К сожалению, лет семь назад в России был отменён тщательный вторичный осмотр завозимых в страну растений специалистами Россельхознадзора. А первичный осмотр (при пересечении государственной границы), довольно часто не способен выявить скрытые угрозы. Только в Крыму за последние пять лет в связи с активным завозом растений из зарубежных питомников появилось порядка 10 новых видов вредителей.
От нового вредителя — пальмового долгоносика первыми пострадали пальмы Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Ещё зимой Минэкологии Крыма согласовало удаление заражённых китайских веерных пальм. Ради того, чтобы остановить заражение остальных деревьев на особо охраняемой территории Воронцовки, по рекомендации Никитского ботанического сада сожгли 47 зараженных пальм.
Со слов экспертов пальмовый долгоносик жук размером 5 см повреждает все виды пальм и наиболее опасен, поскольку его гусеницы личинки съедают точку роста и вторая точка роста не образуется, пальма погибает. Её листья сначала падают, потом засыхают.
То же бедствие, кстати, охватило Сочи ещё в 2013 году, когда туда начали завозить растения для благоустройства к Олимпиаде. Как писали СМИ, перед массированным озеленением олимпийских объектов, мэрия Сочи проигнорировала предложение Россельхознадзора создать общественную комиссию по контролю над импортными растениями.
Со своей стремянкой в чужой огород
Тем временем экзотические деревья ЮБК продолжают умирать и в санаториях, и во дворах, в связи с этим местные жители недоумевают в соцсетях, что до этого никому нет дела. По некоторым данным, уже заражены 80 процентов пальм в Мисхоре, немало деревьев пострадало в Симеизе. В местном парке за два года удалили порядка 60 пальм и осталось немногим более 10-ти. Ялтинцы своими силами и средствами ведут борьбу с этим монстром-пожирателем почти год. Пока некоторые садовники «на зарплате» плачут, мол опрыскивать пальмы можно только при помощи высотной спецтехники. Другие просто выходят со стремянкой на улицу, за свой счёт обрабатывают пальмы инсектицидами, как это сделали, для примера, жители Симеиза 3 июля.
Министерство экологии Крыма уточнило, что это не епархия ведомства и вопросом сохранения пальм на территории муниципалитета должна заниматься администрация города.
Жительница Симеиза Анна Расохацкая в Фейсбуке под хэштегом #СПАСАЕМПАЛЬМЫ пишет:
Радует. Очень радует, что есть обычные люди, неравнодушные к природе... Которые НЕ должны, однако ДЕЛАЮТ. Один вопрос : долго жители Симеиза будут делать за вас то, чего они делать не должны в принципе?!
Дайте ж распилить!
Кстати, Сочинский институт давно дал рекомендации применения препаратов. Однако как проводить обработки в курортный сезон, когда пальмы растут в парках, в домах отдыха, в зонах отдыха, большой вопрос.
Какой срок необходим, чтобы возродить пальмовые аллеи, мы подчеркнули в Воронцовке.
Главный хранитель парка Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника Людмила Хлыпенко говорит:
- Не менее трёх лет, когда будет изучена биология этого вредителя и найдены способы борьбы с ним. Для Южного берега Крыма способов ещё нет, просто в каждых условиях вредитель ведет себя по-другому. В Сочи пробуют находить способы борьбы, однако это не значит, что их методы нам имеют возможность подойти, потому как у них влажный климат, а у нас сухой субтропический. В нашем парке осталось порядка 30 пальм, однако мы будем их обрабатывать, если нам даст рекомендации Никитский ботанический сад. Пока мы рекомендаций не получали. У нас есть соглашение о сотрудничестве с Никитским ботаническим садом и мы надеемся, что когда они изучат, они нам дадут рекомендации.
Примечательно, что Никитский ботсад, который по этому проблемному вопросу сотрудничает с Сочинским институтом цветоводства и субтропических культур, рекомендаций по борьбе с вредителем до сих пор не выдал.
Заведующая лабораторией энтомологии и фитопатологии НБС Елена Балыкина говорит:
- К сожалению мы ничего конкретного давать не будем, мы только первый год столкнулись с этой проблемой. И как оказалось, у нас не столько красный пальмовый долгоносик, сколько пальмовый мотылёк. Мы даже не знаем, в какие сроки летает бабочка., чтобы изучить, нам надо поймать либо бабочку пальмового мотылька, либо гусеницу найти, вывести из неё бабочку. Мы ведём наблюдение в Алупке, в Симеизе. Однако, чтобы нам изучить, нам необходимо срезать пальму, разрезать напополам. Ну кто ж нам это даст сделать? Мы поехали в Мисхорский парк, кто нам даст срезать там пальму — никто. Приезжали карантинщики — нам никто не разрешил. Только сверху зафиксировали по факту и всё. А найти гусеницу, поймать бабочку мы не можем. Чтобы срезать пальму на территории муниципалитета, необходимо, чтобы администрация города официально обратилась в Никитский сад и в Симеропольский карантин (Службу по земельному и фитосанитарному контролю РК — Ред.). Чтобы мы официально взяли карантинщиков, срезали данную пальму, распилили, нашли данную гусеницу, сфотографировали, отправили в Москву в центральный карантин (Всероссийский центр карантинна растений Ред.). Когда там официально подтвердят, вредителя внесут в список карантинных объектов.
Специалисты НБС надеются на то, что город предложит совместную программу по обследованию пальм ЮБК, чтобы определить масштабы заражения ЮБК.
Он улетел, однако обещал вернуться
Эксперты считают в этой ситуации самой большой проблемой и вправду то, что в отличие красного пальмового долгоносика, который внесён в список карантинных объектов, пальмовый мотылёк туда до сих пор не попал.
Начальник Управления государственного карантинного фитосанитарного, семенного контроля, надзора за качеством зерна Александр Носик поясняет:
- Мы занимаемся только карантинными объектами, включёнными в первый список приказа Министерства сельского хозяйства от 2014 года. По этому списку между вредителей, которые вредят пальмам, числится красный пальмовый долгоносик. А, вот пальмовый мотылёк к нашей компетенции не относится. Наши инспекторы совместно со специалистами Всероссийского центра карантина растений выезжали осенью прошедшего года в Воронцовский парк и весной этого года — в Никитский ботанический сад. И там, и там провели отбор. И в результате анализов красный пальмовый долгоносик, которым мы занимаемся, не установлен. На сколько нам уточнили энтомологи, он может быть установлен, однако грубо говоря, необходимо угадать со сроками: то он вредит пальмам, то у него лёт начался, то есть он улетел. Однако оба раза, когда мы были, оба раза не выявляли.
При этом в ведомстве не отвергают, что с гибелью пальм, как, для примера, с ростом амброзии, обязаны бороться именно собственники.
- Служба — это надзорный орган. Он только следит за этой борьбой и в случае выявления должен привлекать к административной ответственности (штрафным санкциям — Ред.) тот же Никитский ботанический сад, Воронцовский дворец, Ялтинскую горадминистрацию за непринятие мер по борьбе с вредителями. По закону №206-ФЗ «О карантине растений непосредственно владелец отвечает за это, добавляет Александр Носик.
Видимо, не стоит удивляться, что при стольких ответственных лицах, карантинщики, видя, как массово гибнут деревья, до сих пор так и не выявили вредителя.
Тем не менее, директор ялтинского предприятия МБУ «Зеленстрой» Людмила Твардовская успокаивает:
- Я не знаю, что тут изучать, данный вопрос изучен, это карантинный вредитель, он завезён, он известен. Препараты, которые используются для защиты растений также известны. Другое дело, что сложен сам процесс необходимо через верхушку дерева делать инъекции. Мы проводили профилактические работы. Заключили контракт со специализированной организацией ООО «Санпрофит», которая занимается обработкой и защитой растений от вредителей. В прошлом году и в этом обработали Симеиз, Гурзуф и ялтинские парки: Приморский, Комсомольский, Пионерский. Мисхор не в нашем подчинении. Проблема в том, что должны подключиться все, однако у нас очень плохо обрабатывают частники и некоторые санатории. Однако, что касается «Зеленстроя», мы стараемся мониторить и возможно осенью сделаем ещё одну обработку. Главное сейчас внимательный осмотр растений.
Всем, кто душой болеет за пальмы ЮБК специалисты советуют внимательно следить за их состоянием. Если на верхушке роста самый молодой растущий пальмовый лист становится бледным — это первый признак того, что дереву необходима помощь. Специалисты ялтинского «Зеленстроя» просят в этом случае обращаться за помощью на предприятие.