НЕЛЕГКО ПИСАТЬ ЛЕГКО
- Максим, вот вам вопрос, который волнует любого журналиста: как стать первыми в медиасфере?
Об этом сообщило издание «Комсомольская Правда».
- На самом деле, это очень просто и при этом очень сложно. Чтобы быть первыми в медиасфере, требуется честно делать свою работу и заниматься настоящей журналистикой. Почему-то не все понимают, что главная инвестиция должна быть сделана в людей, которые умеют доставать оригинальную информацию и делать оригинальный контент. Вместо этого за последнее время все стараются работать с формами, стараются скопировать форму.
В частности, у нас есть издания Mash и Shot - одни из основных в Telegram по цитируемости и количеству подписчиков. И многим кажется, что для успеха требуется просто скопировать стиль повествования, попробовать делать такую же новостную повестку. Но им почему-то сложно понять и осознать, что главное – это то, какая информация и каким образом там появляется.
А самое важное – это оригинальность контента. Рерайт никогда не приведет в светлое будущее.
- То есть, главное - добыть информацию первым?
- Абсолютно точно. А по той причине, что мы живем в мире маркетинга, требуется не только первым достать информацию. Требуется уметь "запаковать" её так, чтобы она могла максимально правильно и быстро зайти человеку в голову. И здесь вступает в силу такая штука, которая называется эмоцией. Потому что лучше всего человек воспринимает то, что доставляется через эмоцию.
В частности, хороший фильм от плохого отличается не только оригинальностью сюжета. Но и тем, как его создатели находят контакт со зрителем через эмоции – любовь, ненависть, страх и т. д. И именно эмоциональный фон, эмоциональное влияние через текст, видео, картинку – это и есть то, что соединяет нас со зрителем и читателем, заставляет его полюбить нас и привести к нам друзей.
Есть, а также другой момент. Каким бы дорогим ни был фильм, сколько бы его ни рекламировали, после просмотра зритель никогда не посоветует его другому человеку, если ему реально не понравилось. Первое, что он скажет – это полная фигня! Но в то же время хороший фильм также не соберет зрителей, если не подать его правильно с точки зрения маркетинга. Это игра и в одни, и в другие ворота. На это требуется тратить силы, и тогда у вас будет точно прямой контакт с вашим зрителеми подписчиком.
- Как я понимаю, имеются в виду не только те эмоции, которые вызывает сам факт описанного в новостях события. Но и эмоции от подачи этого факта.
- Именно.
- И как тогда правильно общаться с современным читателем? Как быть ближе к аудитории - а том числе и Чтобы вызывать данную самую эмоцию?
- А вот здесь как раз ответ простой. Требуется посмотреть, подумать и проанализировать то, как вы общаетесь со своими родственниками в чате, как вы пишете другу в интернете. И писать именно так.
Вы же обмениваетесь информацией через мессенджеры, хотите донести там какую-то новость и т. д. И если вы задумайтесь над этим общением, то заметите, что люди не будут в первую очередь заморачиваться правильной орфографии и пунктуации, правильно ли стоят большие буквы... Самое главное – передать эмоцию и получить какую-то ответную реакцию.
В частности, вы состоите в чате с друзьями. И вы никогда не будете писать в нем банально, заковыристо. Вы постараетесь привлечь внимание к событию, которое с вами произошло. Вы постарайтесь сделать так, чтобы это выглядело в чате интереснее, чем написали бы ваши друзья.
Ровно таким способом мы и добиваемся результатов. Требуется просто постараться написать так, как будто ты общаешься со своим папой, мамой, другом, сестрой, братом или ребенком. Очень многое решает юмор, удачные аналогии, интересные сочетания.
КАК РАБОТАЕТ ЮМОР
- То есть требуется писать просто и остроумно.
- Как минимум, да. И не пробовать умничать.
Вернемся к аналогии с чатом друзей. Если вы начнете там умничать, ваши друзья вас, вероятнее всего, захейтят. Если станете писать заголовками-подзаголовками из медиа, они подумают, что вы сошли с ума или стебетесь. Соответственно, требуется быть максимально простым. Простая незамысловатая форма обязательно даст положительный результат.
Приведу такой пример. Редакторам в "Мэше" разрешено подчас давать личностную окраску новостям. Была новость, что в Россию возвращается какой-то крупный бренд. И редактор вставил туда фразу: "того и гляди, батя домой вернется". Я знаю, что данный человек на самом деле рос без отца. И понимаю, почему у него родилась такая аналогия. С другой стороны, ты понимаешь, что эта фраза - она из нашего культурного кода, и она отдает какой-то трогательностью, нежностью.
Это был просто один из примеров того, как человек послал маленький электрический сигнал, который, я убежден, многих в данный момент как бы подзарядил. Это невозможно делать каждый раз. Но это именно то, что всё рвет. Такой неожиданный поворот.
Ведь как работает юмор? Мы смеемся, поскольку у нас есть две несопоставимые вещи, которые находятся в разных полушариях головного мозга. И шутка их объединяет, у тебя происходит электрический импульс и возникает нестандартная реакция – засмеяться и выдать эмоцию.
СОУЧАСТНИКИ
- Это верно, в настоящее время обычным обезличенным изложением информации ты уже никого не зацепишь. А какие тренды сейчас есть в медиаиндустрии? И какие факторы позволяют добиться успеха?
- Тренды желательно самому формировать. И в этом нет ничего сложного, просто требуется стараться всегда что-то придумывать самим, а не заскакивать в общепризнанные тренды. Данный риск, но он может принести хорошую отдачу.
Я замечаю, что есть какое-то общее поле, где люди из медиаиндустрии интуитивно понимают, как в этот день требуется правильно общаться с подписчиком, со своим читателем, зрителем и т. д.
И по той причине, что мы живем в мире, где главный продукт – это новости, я бы назвал это новостным акционизмом (по аналогии с течением в искусстве, которое стало появляться в 50-60-е годы). Это тренд на то, чтобы зрители стали соучастниками процесса создания некоего произведения искусства.
Я вижу, что в этот день соучастие читателей и подписчиков становится все более и более заметным. И это происходит только потому, что если у тебя хороший Telegram-канал, который дает эмоцию, то ему хочется соучастия. Он с удовольствием пришлет тебе что-то, что он увидел; сообщит, в чем ты ошибся, неправильно что-то описал или глупо пошутил...
И тогда, рекламируя какой-то продукт, ты даже можешь задеть подписчика, поскольку он доверяет тебе и не желает, чтобы ты втюхивал ему ерунду. Ведь эта обратная связь - не пустой звук. И по этой причине новостной акционизм очень важен. Это вовлечение обычных людей в процесс создания новостей. Который создает глобальную сеть журналистов.
- Этакое расширение штата.
- Да, это огромный штат. Но ты должен быть по отношению к нему честным и добросовестным. Это то, чего он требует в ответ.