Мировое сообщество и украинские политики снова не знают, в каком месте предложения поставить запятую…
Вполне понятные сигналы
Украинский кризис продолжает быть ключевым политическим трендом мировой политики и очень рельефно показывает основные разломы современных международных отношений. Мы уже затрагивали тему противостояния Евроатлантики и Евроазии, в этом контексте Украина является одним из ключевых элементов всей мировой системы безопасности наряду с Турцией и Египтом, этакая граница «мирового порядка». Почему так сильно общемировое противостояние? Ответ в этих самых геополитических раскладах: даже один элемент играет ключевую роль. На неделе основные мировые игроки продемонстрировали готовность к компромиссу, однако ситуацию это разрядило мало.
Итак, в один день – в четверг, 17 апреля – состоялись два ключевых события: Владимир Путин в Столице России провел «прямую линию» с населением РФ, а в Женеве состоялись первые официальные переговоры глав внешнеполитических ведомств США, РФ, Евросоюза и Украины (кстати, именно такой порядок участников переговоров и отражает реальное состояние мирового баланса сил в данном конфликте).
Что можно сказать об общении Президента РФ с согражданами? Первое и главное – да, это сильный лидер, которому есть о чем говорить с народом, есть реальные результаты деятельности, а оценивать их – дело каждого по своему разумению. То, что Путин таких масштабных встреч не боится, только в плюс ему, то, что в них есть некоторый налет режиссуры – ну а в каких официальных мероприятиях с участием первого лица нет элементов сценария?
По сути высказываний очевидно: позиция официальной Москвы по событиям в Крыму и вокруг него особо не изменилась. Аргументация относительно объективных мотивов действий РФ понятна, главным становится теперь донести её до как можно большего числа партнеров в мире дипломатическими средствами. Слова о том, что российские войска встали за спинами крымских отрядов самообороны и это дало возможность провести референдум мирно, конечно, можно воспринять как признание участия российских войск в событиях на полуострове. Однако, в принципе, это давно было очевидно.
Аргументация же о землях Новороссии и их принадлежности к Российской империи в свое время также объективна, это и вправду было так. Только вот хочется заметить: такого территориального явления, как Украина, в составе Российской империи никогда не было, а потому создание УССР в 1919 году в составе в том числе бывших губерний юго-востока было основано на национальном составе этих самых земель. Замечаем мы это только лишь из любви к истории и не более того. Кроме всего прочего, Путин достаточно твердо, однако при этом недвусмысленно дал понять, что к контактам с Западом готов, однако на равных условиях.
А вот в Женеве министры-дипломаты заседали долго. И при этом, в общем-то, обеспечили определенный прорыв. Первый важный сигнал: Сергей Лавров и Андрей Дещица сели за стол переговоров. Выработанные же договоренности сперва удивили своей краткостью: главным итогом стало согласие сторон на разоружение всех незаконных формирований, Киев гарантировал амнистию добровольно сложившим оружие, а также вполне серьезно подтвердил необходимость конституционной реформы в стране. Как видим, противоречий оказалось не так много?
В чем проблема?
Чтобы понять итоги данных компромиссов, надо отмотать пленку чуть назад. Об изменении Конституции в Украине говорят достаточно давно. Быть может, проблема в разном понимании, а точнее, наименовании желаемых результатов. Таким образом, представители РФ и юго-востока говорят о федерализации, киевская власть – о децентрализации. Откроем маленький секрет: в общем-то, это одно и то же, политическое наполнение этих понятий просто разное. И оба они, если не предпринять конкретных шагов по исполнению того или иного сценария, превратят оба слова просто в политические клише, которыми будет удобно прикрываться политикам, и не более. Ведь, что ни говори, а для решения вопроса о будущем Украины все равно необходимы диалог и референдум, хотя бы в этом всем участникам событий надо наконец-то стать реалистами.
По поводу разоружения. Реальность его зависит не только от доброй воли незаконно вооружившихся людей. Пока что обе стороны демонстрируют обычную детскую логику – «они первые начали» или «а они вот это сделали». Ну и соответственно каждая из сторон ждет первых действий от визави. Очевидно, никуда не деться министру Арсену Авакову (другого нет, что поделать), снова проводить спецоперации с «правосеками» и принуждать их сдать оружие. А потом – и «донбасских федералистов». В конце концов, кризис государства не должен быть поводом для его полного развала.
И в этой ситуации перед всеми заинтересованным участниками стоит дилемма: что делать с президентскими выборами 25 мая? Собственно, в этом предложении и надо поставить ту самую коварную запятую. С одной стороны, данные выборы могут дать раздираемой противоречиями стране и вправду легитимного руководителя, с которым можно будет вести диалог. В этом случае, симпатии и антипатии должны отходить на второй план, ведь встречались же множество раз в свое время Путин и Ющенко, и ничего – как-то общались. Другое дело, что новый Президент Украины должен приложить невероятные усилия для реального объединения государства. Список кандидатов, конечно, вызывает сомнения. Однако, как говорится, «маємо те, що…». Законность выборов сейчас опровергается Майданом – ведь в таких условиях их результаты кого-то (и мы догадываемся кого «с косой») не устроят, и начало нового витка противостояния станет очевидным. Однако и тянуть нельзя – без законной, а не временной власти финансовая помощь от ЕС и США не будет предоставлена. А тут ещё и долги за газ растут. Так что ставить запятую, решающую судьбу целой страны, надо как можно быстрее. Речь идёт о судьбах миллионов.
Одних амнистируют, другие все-таки извиняются
А из внутрироссийской политической реальности, конечно же, нельзя пройти мимо двух знаковых персонажей – экс-министра обороны Анатолия Сердюкова и неугомонного лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Первый, оказывается, подпал под амнистию, объявленную в начале года. Стоит напомнить, что обвинялся бывший член правительства в злоупотреблении служебным положением, дескать, приказал он строить дорогу за счёт бюджетных денег к месту своего отдыха и рыбалки на юге Астраханской области. Однако это обвинение Сердюкова было единственной прямой претензией на фоне масштабного скандала с миллиардными хищениями государственных денег и имущества в системе хозяйственного комплекса Минобороны. Дела соратников Сердюкова, впрочем, расследуются вяло, их фигуранты (например, известная Евгения Васильева) находятся под домашним арестом в своих шикарных квартирах в самых дорогих районах Москвы, положенное же для прогулок время они проводят в походах по дорогим бутикам. А к Сердюкову по этому поводу претензий нет, теперь, амнистированный, он и вовсе может спокойно сосредоточиться на руководстве неким государственным испытательным технологическим центром, куда его недавно устроили работать.
Претензии на прошлой неделе были и ко всем известному Владимиру Вольфовичу. В Страстную пятницу он грубейшим образом оскорбил беременную журналистку в здании Госдумы в ответ на заданный ею вопрос. Содержание бреда, произнесенного политиком, повторять не будем (это все доступно в Интернете), его извинения (хотя вначале за него пришлось извиняться Председателю Госдумы Сергею Нарышкину), честно говоря, также малоинтересны. Беременная женщина была госпитализирована, а страна снова увидела качество политики и политиков. В общем, политический беспредел будет бессмертен, если не будет остановлен. А возможно это только по воле избирателей.
Николай Карпов
Фото segodnya.ua
По материалам информационного агентства Крымская газета