| {fde_message_value} | | {fde_message_value} | В «Литературной газете» принято некоторые исторические события
рассматривать с разных точек зрения, привлекать к их обсуждению как можно
больше самых разных специалистов. По этому принципу газета отметила 100-летие
«Чёрного квадрата», работы художника
Казимира Малевича. И также по существующей в газете традиции, эта тема была
открыта на первой странице номера от 10-16 июня статьёй «безымянного» автора
под заголовком «Прикол века».
Такой откровенно прозрачный
заголовок не оставляет никаких сомнений в том, что автор относится к картине
Малевича отрицательно. Такую же позицию занимает и главный редактор
«Литературки» Юрий Поляков, она приводится на восьмой странице между точек
зрения искусствоведов и живописцев. Их девять, Поляков – десятый, однако отнюдь не
все профессионалы однозначно разделяют мнение писателя. Однако интересен не данный
факт, а то, что стилистика высказывания Полякова чрезвычайно похожа на
стилистику статьи на первой полосе, складывается впечатление, что вводная
статья и высказанное Поляковым мнение принадлежат одному человеку, т.е. самому
Юрию Михайловичу Полякову. Однако даже если это и не так, если «на одну роль
приходится два артиста», у меня есть претензия к обоим, один написал, другой –
пропустил в печать.
И вот какая. Автор вводной статьи
заканчивает её весьма лихим мазком: «…в юбилей хочется оптимизма. И в целом
следует гордиться нашим соотечественником Казимиром Севериновичем Малевичем,
ведь он развёл всё прогрессивное человечество не слабее, чем Ленин отомстил за
брата!» Про Малевича и «безымянный» автор, и Поляков могут высказывать любую
свою точку зрения, а вот Ленина им бы лучше оставить в покое. Может быть,
впервые эту глупую версию – мести за брата – Ленину приписали ещё битые Красной
Армией белогвардейцы в европейских салонах, а потом её подхватили европейские
политики, например, Черчилль. Это бред и потому, что Александра Ульянова
казнили во времена Александра III,
а не Николая II, и
потому, что Владимир Ильич Ленин сформировался в русле русского
освободительного движения, начало которому положили декабристы. Они выступали
за освобождение крестьян от крепостной зависимости, а Ленин и большевики за
освобождение трудящихся и всего народа от всех видов эксплуатации, а эта задача
гораздо шире мести в стиле графа Монте-Кристо. Жалко, что «два артиста на одну
роль» этого не понимают и… дурят читателей. Впрочем, в этом номере всякого рода
«загогулин» вполне хватает.
На той же восьмой странице под
тем же заголовком «Прикол века», рядом с итогами проведённого «ЛГ» опроса, в
котором «тиснули» точку зрения Юрия Полякова, редакция разместила статью
редактора отдела «Искусство» Арины Абросимовой «QR-квадрат». Не будем придираться к
изысканному заголовку, однако вот некоторые абзацы стоят вдумчивого прочтения. «С
1871 года строки «Интернационала» разжигали общественный переворот, освобождая
умы от «насилья» Культуры текущей Цивилизации… Мы «задним умом» знаем о гибели
монархии, империи, высокой культуры, богоборчестве…» Нет, просто потрясающе,
что в нынешнее время в нашей стране появились столь высоколобые и
высоконравственные особы, обладающие «задним умом». Это делает честь
«обновлённой России»! Она, правда, не сказала, что имеет в виду Парижскую
коммуну, которая была первым натиском пролетариата на господство буржуазии. Не
сказала она и то, что эта самая «Культура текущей Цивилизации, монархия,
империя» - зиждились на угнетении трудящихся масс. Да, возможно её предки были
графьями и князьями, владельцами наследственных поместий или, хотя бы,
владельцами трактирчиков, мельниц, поэтому ей, возможно, есть о чём сожалеть. А
предки подавляющего числа россиян были крестьянами или рабочими, которым были
просто недоступны дары «Культуры текущей Цивилизации», а вот после победы
Великого Октября путь к этим дарам стал для трудового народа доступным. Арина
Абросимова по этому поводу может, конечно, сокрушаться, это её личное дело, однако
большинству россиян до её переживаний, думается, и дела нет. Перефразирую текст
песни Владимира Высоцкого: «от злобы загнёшься, а мы плевать не захотим».
Вообще, надо сказать, что в
некоторых номерах «Литературки» присутствует энное количество антисоветских, в
сущности, выпадов. В этом номере их даже три, воистину: «на слово длинношеее
пришлись три буквы е». На седьмой странице опубликована статья улыбчивого и в
усах Сергея Казначеева. Казалось бы, стандартная рецензия на книгу Натальи
Ивановой «Феникс поёт перед солнцем». Как правило, такие рецензии явление
закономерное в писательской газете, к тому же и на странице «Библиосфера», на
которой объективно и сдержанно представляют разные книги, да, хвалят или –
критикуют. Однако вот к этой самой «библиосфере» эту статью отнести просто невозможно.
Обычного в таких статьях сдержанного тона нет и в помине. В чём дело?
Оказывается, что «в своё время Наталья Иванова обрушалась с критикой на мою
книгу «Современные русские поэты». Даже шрифт на обложке не обошла ядовитым
вниманием». Вот теперь и попалась, получи, дорогая, гранату! Да, Сергей
Казначеев потоптался на книге Н.Ивановой, что называется, от души. В данном
случае можно было бы отделаться вполне простым замечанием автору: «Не хорошо,
брат, сводить счёты таким некрасивым образом!» Однако дело в том, что автор схитрил
в том же ключе, что и «безымянный» автор первой страницы. Он ухитрился к этой
теме пристегнуть малую толику…пещерного антикоммунизма.
Он заложен уже в заголовке статьи
«Либералка в пыльном шлеме». «Пыльный шлем» - это из известного стихотворения и
одноимённой песни на слова Булата Окуджавы «Сентиментальный марш», в котором
упоминаются большевистские комиссары Гражданской войны. С.Казначеев это
обыгрывает таким образом. «Авторская (Н.Ивановой – В.С.) манера – что
письменная, что устная – давно и хорошо известна. Это стиль комиссарши, которая
с маузером разгуливает по садам российской словесности, единолично выносит
приговоры и самолично приводит их в исполнение. Такой женский тип впечатляюще
воссоздан в пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Наталью
Иванову на корабль к анархистам не заманят и награды. Ей было бы приятнее
плавать по Волге в компании с Фёдором Раскольниковым, подобно Ларисе Рейснер, а
потом принимать ванны из пяти сортов шампанского… Ей сподручнее пострелять из
пистолета в инакомыслящих».
Мне уже как-то приходилось
отмечать глупость о «купании Ларисы Рейснер в раскладной ванне, наполненной
шампанским во время поездки в Афганистан». Эта деза прозвучала в одной из
передач Алексея Пушкова «Постскриптум». Однако там автором был какой-то молодой
журналист, а тут, если судить по фотографии, вполне взрослый человек. Ну откуда
на корабле Фёдора Раскольникова могли быть «пять сортов шампанского», да ещё и
на целую ванну, к тому же ещё и не одну? Окстись, уважаемый! Из какого
помойного ведра они черпают эту грязь? И главное, не стесняются её
обнародовать, тем самым демонстрируя собственную дремучесть.
И, кроме того, для «прозаика,
критика, поэта, публициста» - такими эпитетами наградили С.Казначеева в
Интернете, абсолютно непростительно, что он совершенно не разобрался в пьесе
Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия». Комиссар там стреляет всего
один раз, скорее всего, из браунинга, а не из маузера. Да и то в исключительном
случае, когда один из матросов, со словами: «Давайте поженимся, товарищ!»
пытается её изнасиловать. Корабль Балтфлота, на который большевичка пришла
комиссаром, не был в руках анархистов, хотя анархисты на нём и вправду
были. Они-то и решили её проверить. Проверили на свою шею, а вот революционно
настроенные матросы в неё поверили и пошли вместе с нею в бой. Да, матросский
полк погиб из-за предателей, замучена врагами и комиссар. Однако оптимистично
звучали в финале слова, цитирую по памяти: Становится организатором, даже сама
коммуниста смерть!
Чем кончилась в России Гражданская
война 1918-1921 годов, нашим читателям рассказывать не надо. А вот то, почему
ни спектакль «Оптимистическая трагедия», ни одноименный фильм, в котором
снимались великолепные советские актёры, не ставят в театрах и не показывают по
телевидению, объяснять надо. Сошлюсь на статью В.И. Ленина «Памяти Герцена». «Чествуя
Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской
революции. Сначала - дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих
революционеров. Страшно далеки они от народа. Однако их дело не пропало. Декабристы
разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили,
укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая
героями “Народной воли” Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом.
“Молодые штурманы будущей бури” - звал их Герцен. Однако это не была ещё сама буря.
Буря, это - движение самих масс».
Вот это движение масс и показал
Всеволод Вишневский. Сегодня такой показ, что называется, не ко двору. Сегодня
у «русских патриотов столыпинского розлива» в тренде, так сказать, третий путь»
- громи либералов, а заодно и коммунистов. В чём и тренируется Сергей
Казначеев, явный сторонник пятой российской империи. По материалам сайта КПРФ |