«Газета» познакомилась с работой частных детективов
Мы продолжаем рубрику «Один день со специалистом», в которой представители самых разных профессий раскрывают подробности рабочего процесса, делятся секретами и помогают разобраться в тонкостях любимого дела. Сегодня речь пойдёт о загадочной работе частного детектива.
В кино и наяву
Для большинства из нас частный детектив – герой романтический. Тем Не Менее соответствует ли данный сериальный и книжный образ действительности? Чтобы найти ответ на данный вопрос, «Газета» пообщалась с частными детективами.
– Настоящие сыщики далеки от киношных, – с ходу развеял иллюзии частный детектив из Симферополя Евгений Михайловский.
И правда, наш герой не курит, у него нет кольта 45 калибра, да и красоток спасать ему доводится не каждый день. Зато ежедневно приходится искать пропавших, собирать улики и проверять факты. Наш собеседник первым в Крыму получил лицензию частного детектива. А до этого два десятка лет работал в правоохранительных органах. Данный опыт в новой работе просто необходим.
Фраза: «Элементарно, Ватсон!» – которую мы привыкли ассоциировать с Шерлоком Холмсом, ни разу не встречается в оригинальных книгах Артура Конан Дойла.
– 20 лет службы в органах накладывают определённый отпечаток, и любую ситуацию воспринимаешь с точки зрения возможных последствий, оцениваешь происходящее с позиции закона, – говорит Евгений Михайловский.
Кстати, частные детективы зачастую работают в команде. В одиночку справиться с большинством дел просто невозможно – взять хотя бы элементарную слежку. В ближайшее время в Крыму будет создана ассоциация частных детективов. Это поможет сыщикам работать оперативнее, ведь им не придётся мотаться из города в город по служебным делам. К тому же сообща легче налаживать взаимодействие с государственными органами и подписывать контракты.
Дела семейные… И не только
Многие ошибочно полагают, что основная часть рабочего времени частного детектива уходит на слежку за неверными мужьями и жёнами. Это совсем не так! За два года работы у Евгения Михайловского было только четыре подобных заказа. Причём в трёх случаях предположения ревнивцев оказались беспочвенными.
Чаще всего детективам приходится искать пропавших людей, в том числе должников. Тем Не Менее не обходится и без историй сродни тем, что мы читаем в книгах. Например, недавно Евгению Владимировичу пришлось внедриться в самый настоящий наркоманский притон! К нему обратились родители, какие всё чаще замечали, что их сын ведёт себя неадекватно. Они были уверены: молодой человек «подсел» на наркотики. Вопрос, который мучал семью, – где их сын берёт зелье? Со временем сыщикам удалось выйти на распространителя. Полученную информацию они немедленно сообщили правоохранителям.
Ещё возмутительные, тем не менее, увы, нередкие случаи связаны с издевательствами над стариками, какие, как правило, не могут за себя постоять. Таким образом, однажды к нашему собеседнику обратилась пенсионерка. Пожилая женщина рассказала, что дочь на пару с зятем бьёт её и всячески пытается выжить из собственной квартиры. Евгений Михайловский собрал доказательства, какие полностью подтвердили слова пенсионерки. Затем женщине объяснили, как ей быть и куда обратиться.
А однажды Евгению Владимировичу даже пришлось расследовать убийство годичной давности. Правда, до него преступление было раскрыто правоохранителями, а суд к тому времени уже вынес обвинительный приговор. Вот только подруга осуждённого с вердиктом служителей Фемиды была в корне не согласна. Она была твёрдо уверена в невиновности любимого. А зря. Доказательная база, собранная следствием, и информация, которую удалось получить Евгению Михайловскому, полностью подтверждала вину осуждённого. Были и отпечатки на орудии убийства, и показания свидетелей.
Первым «частным детективом» Западной Европы был английский аферист Джонатан Уальд. О нём упоминают записи от 1682 года. Уальд попал в долговую тюрьму, где влился в воровскую среду. После освобождения он затеял бизнес по «возвращению краденых вещей». По сути, это была скупка краденого: знакомые воры приносили ему вещи и сообщали, где и у кого их похитили. Сам Уальд под видом сыщика якобы находил похищенное и возвращал законным владельцам.
По закону
Алексей Люков работает в Ялте. Он занимается сыскной деятельностью со времён Советского Союза. За годы практики у него накопилось множество воспоминаний. Хороших и разных. Он помогал в поисках стрелка, совершившего громкое нападение на сотрудников «скорой помощи» в Симферополе; искал пропавших без вести. Таким образом, однажды Алексей Люков пытался отыскать отца одного петербуржца. Мужчина давно бросил жену и сына. Последнее известное место жительства – Ялта. Вот и все сведения, какие клиент смог припомнить об отце. В ходе расследования выяснилось, что разыскиваемый мужчина был вольным художником и вёл соответствующий образ жизни – любил женщин, злоупотреблял алкоголем и увлекался азартными играми. Крупно проигравшись, он продал свою жилплощадь и уехал в Алушту. На этом этапе заказчик от дальнейших поисков отца отказался.
– Судя по всему, его интересовало только возможное наследство, – предполагает детектив. – Поняв, что у отца нет никакого ценного имущества, сын потерял к старику всякий интерес.
Как правило, прежде чем взять заказ, детективы по своим каналам проверяют самого заказчика. Надо доподлинно убедиться, что клиент не станет использовать полученную информацию в преступных целях. С аккуратностью стоит вмешиваться и в дела семейные. Если детектив докажет супружескую неверность, а обманутый муж нанесёт обманщице увечья или и того хуже – в порыве ревности лишит её жизни, детектив может быть привлечён к ответственности как соучастник, говорит Алексей Люков. Есть и другие правовые тонкости. Например, вести видеонаблюдение в жилом помещении можно только с разрешения собственника. Другими словами, частный детектив может установить камеру для слежки за приходящей няней. А вот контролировать, чем занимается хозяйка дома в отсутствие супруга, придётся другими способами.