С побеждёнными делились хлебом, предотвращали эпидемии, сохраняли культурные ценности. Свидетельство этому – многочисленные
произведения наших художников, сообщает издание «Крымская газета».
На пепелище
Большую известность получила история спасения советскими солдатами коллекции произведений Дрезденской галереи. Город, который нередко называли немецкой Флоренцией, сильно пострадал от жестоких авианалётов союзников в феврале 1945 года. Англо-американские бомбардировщики выжгли Дрезден дотла, хотя было известно, что он не имел большого стратегического значения, так как в нём не было военных заводов. В огне погибло множество произведений искусства, которые не успели эвакуировать. Но часть коллекции фашисты успели спрятать в каменоломнях ещё в 1943 году.
Войска 1-го Украинского фронта вошли в Дрезден 8 мая, и в этот же день советские военные приступили к розыску пропавшего собрания. Участие в спасении картин приняли маршал Иван Конев и генерал армии Иван Петров, которые в срочном порядке после обнаружения картин в одном из тоннелей попросили прибыть на место специалистов. В эту бригаду художников вошёл и тогда ещё студент-дипломник Суриковского института Михаил Володин, который сделает по горячим следам несколько рисунков, а затем напишет картину, посвящённую спасению произведений из Дрезденской галереи.
Из темницы
Как будто мало было загнать живописные сокровища под землю, где они портились в сырости, фашисты также заминировали шахту, чтобы они не достались победителям. Однако советским минёрам удалось обезвредить заряды, после чего в присутствии маршала Конева и генерала Петрова был вскрыт один из ящиков. По воспоминаниям очевидцев этого события, когда извлекли «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, некоторые из присутствующих сняли головные уборы, настолько было велико воздействие этого шедевра.
К сожалению, ужасные условия, в которых находились произведения, дали о себе знать: на картинах появилась плесень, краска начала отходить от холстов. Любое промедление было чревато тем, что бесценные сокровища искусства могли быть утрачены навсегда. Поэтому бригада художников предприняла всё возможное, чтобы законсервировать работы при помощи подручных средств и как можно скорее отправить коллекцию в Москву на реставрацию. Маршал Конев даже предлагал доставить «Сикстинскую мадонну» на своём личном самолёте, искренне переживая за судьбу этой картины.
Советские реставраторы на протяжении десяти лет восстанавливали произведения немецких, фламандских, итальянских и испанских мастеров из дрезденского собрания. А в 1955 году наша страна безвозмездно вернула спасённую коллекцию в Германию.
На полотне Михаила Володина запечатлён момент того, как советские солдаты переносят из опасного тоннеля найденные живописные сокровища. Мрачные своды шахты вызывают устойчивую ассоциацию с темницей, из которой красноармейцы освобождают пленённые произведения искусства. Герои серьёзны и сосредоточены, аккуратно преодолевают каменные завалы. При этом лица их становятся яснее, словно картины – это источник света, который их озаряет. Некоторые из бойцов даже замирают, рассматривая проплывающие мимо картины. Не случайно над суетой этого необычного вернисажа возвышается и проступает из сумрака символ спасённой коллекции – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Её иногда именуют мадонной маршала Конева, который часто приходил полюбоваться на картину в воссозданном музее.