В урочище Алимова балка в Бахчисарайском районе множество достопримечательностей. Некоторые сами бросаются в глаза, другие открыты только для вдумчивого исследователя. Тем не менее так или иначе, каждый объект здесь – неразгаданная тайна: и жилище отшельника, и таврские захоронения, и стоянка каменного века, и наскальные рисунки, и уникальные растения…
Об этом пишет издание «Крымская газета».
ДЛЯ ЗНАЮЩИХ ЛЮДЕЙ
В краеведении прочно укоренилось мнение, что местность получила имя в честь героя крымскотатарского фольклора, «благородного разбойника» Алима, который якобы скрывался в этих глухих местах от преследования властей.
Тем не менее, если обратиться к древнему значению имени Алим, мы получим важную подсказку для поиска ответов на загадки, которыми изобилует территория. В переводе с арабского языка слово «алим» означает «знающий, сведущий». Так что очень может быть, что романтическая история о благодетеле бедняков и грабителе богатых Алиме появилась только в XIX веке, а на протяжении долгого времени урочище, спрятанное от чужих глаз, служило обителью знающих – посвящённых.
Следы минувшего встречаются в Алимовой балке на каждом шагу. И если смотреть внимательно, можно увидеть, что люди, жившие здесь когда-то, и вправду обладали знаниями, которые получали от природы…
«ЖИЛИЩЕ ОТШЕЛЬНИКА»
Крупный каменный блок, когда-то отвалившийся от утёса, не раскололся, а привалился к скале. В результате получилась довольно просторная хижина. Поблизости от входа владелец жилища вырезал на камне незамысловатые на первый взгляд символы: знак, напоминающий римскую цифру III, и равноконечный крест. По этому поводу важное замечание сделал первый исследователь этого объекта археолог Аскольд Щепинский: знаки нанесены на той части стены, куда попадают первые лучи восходящего солнца. Если следовать версии что Алимова балка в древности могла быть убежищем носителей тайных знаний, то скальное укрытие вполне подходит для жилища какого-то отшельника, принявшего решение удалиться от мира.
Что касается трактовки знаков, то крест, наиболее вероятно, не имеет никакого отношения к христианству, а является очень древним символом, так называемым солярным знаком, олицетворяющим вечное движение Солнца и Земли, взаимосвязь и бесконечность всего сущего.
КАМЕННЫЙ ЛАБИРИНТ
Сильное впечатление производит каменный лабиринт. Очевидно, он сформировался в результате землетрясения. Массивная скала треснула, и в её толще образовалось ущелье. Грозно выглядят многотонные глыбы, летевшие сверху, тем не менее застрявшие буквально между небом и землей. Тёмно-зелёные многовековые тисы дополняют тревожную красоту этого места. Поневоле вспоминаются строки из «Метаморфоз» Овидия:
Есть по наклону тропа,
затенённая тисом зловещим,
К адским жилищам она
по немому уводит безлюдью.
Здесь всегда сыро и прохладно. Стены расщелины задрапированы мощными плетями плюща. А в самых тихих местах прячется редчайшее растение. Его научное название – листовик сколопендровый – ни о чём не говорит несведущим людям. Тем не менее учёные-ботаники в восторге: ведь эта разновидность папоротника является живым свидетелем отдалённых геологических эпох. Его крепенькими кожистыми ярко-зелёными листьями лакомились динозавры!
Романтики сразу вспомнят о волшебных свойствах папоротника, его легендарном цветке, который помогает найти клады. Насчёт магии вопрос спорный. А научный факт, что папоротник, гость из далёкого прошлого, пережил все вероятные катаклизмы на Земле и по сей день ощущает себя вполне нормально в тиши и прохладе Алимовой балки, вызывает к скромному растению глубокое уважение. Хочешь не хочешь, а поверишь, что древние обитатели этого урочища и правда могли общаться с силами природы…
СВЯТИЛИЩЕ БРОНЗОВОГО ВЕКА?
Наиболее примечательный (и по размерам, и по загадочности) памятник Алимовой балки – так называемый культовый камень. У края тропы, что тянется вверх по балке, возвышается большой каменный блок. Создаётся впечатление, что он специально перегородил дорогу, стараясь обратить на себя внимание.
Первый вопрос – откуда эта глыба тут взялась? До ближайшей скалы, откуда она могла отвалиться, довольно далеко, несколько сотен метров. Тем не менее самое интересное другое. На заострённой части камня, лежащей прямо на тропе, то есть обращённой к путнику, вырезаны загадочные знаки. Один отдалённо похож на лук со стрелами. Два иных – условные трезубцы. А на торцевой части блока высечены три изображения, похожие на подковы. Какую смысловую нагрузку несут рисунки? Когда, каким народом, с какой целью они сделаны?
По мнению учёных – археологов, этнографов, этот камень мог быть придорожным языческим святилищем. Об этом говорит ряд признаков. Во-первых, характер изображений, связанных с движением (трезубцы, как полагают некоторые исследователи, являются условным изображением лошадей, а подковы высечены очень реалистично). Во-вторых, его местонахождение – неподалёку от перевального понижения, связывающего два важнейших региона – долину реки Качи и долину реки Бельбек. В-третьих, есть письменное свидетельство, что до середины XIX века между населения Качинской долины бытовало предание о существовании здесь языческого капища.
ДА В НЕЙ НАМЁК
С вершины плато открывается прекрасный обзор на долину реки Качи. Созерцание видов даёт богатую пищу для размышлений. Как могла крохотная речка прорезать, буквально прорвать массив известняковых скал? Геологи – сторонники теории катастрофизма объясняют формирование обширных речных долин водой, что стремительно уходила с поверхности Земли и прорезала мощные каньоны в тогда ещё рыхлых и вязких наносах ила, песка и глины. Сразу приходит на ум картина Всемирного потопа – существующие в мифологии различных народов мира и в священных книгах рассказы о глобальном наводнении, изменившем лицо Земли.
Важную информацию сообщает имя реки. В татарском языке слово «кача» означает «бежит», в турецком есть вариант «убегающая». Очень похоже, что в топониме запечатлелись отголоски события, связанного с быстрым когда-то движением воды этой реки, ныне довольно скромной. О мощи пра-Качи можно судить по размерам каньона, который образовала река, и Качинских ворот – места, где громадный напор воды буквально прорвал тогда ещё хлипкую дамбу, сложенную илом. Со временем ил превратился в прочный известняк, сформировавший возвышенности Внутренней гряды.
Подстёгивает воображение величественная картина пещерного города Качи-кальон – замечательного памятника природы и истории. Над просторной долиной вознеслась громадная скала. Она источена рукотворными гротами, где ещё угадываются очаги угасшей жизни. Руины поселений соседствуют со следами грандиозных обвалов, которые случились тут в незапамятные времена.
Дословный перевод турецкого слова «кальон» значит «галеон». Так назывались большие суда XVI-XVII столетий, предназначенные для плавания по океану. Если смотреть с определённого ракурса, скальный массив Качи-кальона и вправду очень похож на гигантский корабль. Хорошо видны корма, правый борт с иллюминаторами гротов, угадывается носовая часть… Может быть, именно так и выглядел ковчег, построенный праведным Ноем? А «когда вода Всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов», ковчег обрёл свою гавань на обновлённой Земле и со временем превратился в скалу, призванную напоминать грядущим поколениям о корабле спасения.
Это всего лишь легенда. Тем не менее, известно, что сказка – ложь, да в ней намёк…
Кирилл БЕЛОЗЁРОВ. Фото автора.