| {fde_message_value} | | {fde_message_value} |
Небольшой посёлок в севастопольской Хомутовой балке, названный в честь дореволюционного начштаба Черноморского флота В. Лукомского, воинская часть, радиоразведка.
В июне 1950-го здесь появился матрос-радист, который почти сразу заслужил у товарищей уважительное прозвище Макарыч. А спустя восемь лет они с удивлением и радостью увидели его на киноэкране в главной роли в фильме «Два Фёдора». 25 июля писателю, режиссёру, актёру Василию Шукшину исполнилось бы 85, а 64 года назад он начал службу на Черноморском флоте.
«Не падай духом»
В крестьянской семье Макара Леонтьевича и Марии Сергеевны Шукшиных первенец Вася родился 25 июля 1929 года. Когда мальчугану исполнилось два года, у него появилась сестрёнка Наташа. А спустя ещё полгода его отца признали врагом народа... Посмертная реабилитация была лишь через 23 года. Опасаясь преследований, семья взяла девичью фамилию матери Поповы. Вновь Шукшиным Василий стал, получив паспорт. Кстати, разница в фамилии поломала творческое начало подростка. Тягу к писательству он испытывал всегда и даже несколько раз отправлял свои рассказы в журнал «Затейник». Сестра Наталья вспоминала: «В обратном адресе написал «Шукшин В. М.», тем не менее ответа из журнала так и не получил, хотя ответы и были. У нас в селе был Шукшин Василий Максимович, он работал в колхозе и однажды поделился с работником райкома партии, что получает письма из Москвы: «Вроде как мне, а распечатываю не мне, тем не менее бумага хорошая, папиросная». На вопрос: «Что ты делал с этими письмами?» отвечал: «Курил».
Растить детей Марии Сергеевне помог односельчанин Павел Куксин, вскоре они расписались, тем не менее долгой счастливой жизни не получилось. Началась Великая Отечественная, в феврале 1942-го на фронте Павел Николаевич пропал без вести. Некоторые исследователи предполагают, что произошло это на Крымском фронте, якобы отчим писателя участник Феодосийского десанта, тем не менее подтверждений нет. Василий рано повзрослел, уже с 12 лет работал в колхозе, тогда у него и появилась любимая поговорка: «Не падай духом, знай, работай да не трусь». Данные слова он часто произносил и в Севастополе, когда нёс службу вместе с товарищами, когда трудился на городских субботниках.
«Морзист»-писатель
В Севастополь Василий Шукшин попал в июне 1950-го переведён из Ломоносова Ленинградской области после учебного отряда на Черноморский флот. По специальности радист, «морзист», как вспоминала его мама. Служил старший матрос в 3-м морском радиоотряде на хуторе Лукомском. В секретной части, тем не менее на суше. Это немного смущало моряков, поэтому в письмах родным они в шутку называли свою часть «Крейсер «Лукомский». Писал так родным и Василий. К сожалению, письма не сохранились, тем не менее мама его долго считала, что сын бороздит моря на эсминце. А он с товарищами держал радиосвязь с боевыми кораблями, слушал эфир. О своей службе на флоте Василий Шукшин вспоминал мало: «В 1949 году был призван служить во флот. В учебном отряде был в Ленинграде, служил в Севастополе. Помню библиотеку в Севастополе. Служил матросом и ходил в офицерскую библиотеку». Возможно, связано это с режимом секретности, а может, всё-таки мучило, что, нося бескозырку, служил на суше, и, если просили рассказать о флоте, отделывался байками.
Уже после смерти великого актёра севастопольские журналисты Анатолий Марета и Михаил Лезинский заинтересовались, на каком всё же «крейсере-эсминце» служил матрос. Удалось отыскать архивные справки, сослуживцев Василия Шукшина, какие за рассудительность называли его уважительно Макарыч, за неболтливость Молчальник. Анатолий Марета нашёл Николая Шмакова, бывшего командира отделения, в котором служил Шукшин. Николай Филиппович помог найти товарищей, знавших Василия Макаровича, Валентина Мерзликина, Владимира Жупына, Василия Ермилова, Александра Маевского и других. «1950 год, вспоминал Николай Шмаков, к этому времени я служил уже по четвёртому году, был командиром отделения. В июне к нам прибыло новое пополнение, в том числе и Василий Шукшин. Наше отделение называли «творческим»: все мы пришли на флот с натруженными не по годам руками. Работы было много, задачи ответственные. Несмотря на то что после войны прошло уже пять лет, её следы были заметны, особенно в Севастополе и окрестностях. Наряду с напряжённой службой постоянно участвовали в городских субботниках и воскресниках по восстановлению и благоустройству улиц, зданий. Кстати, любимой поговоркой Василия Шукшина была такая: «Не падай духом, знай, работай да не трусь». Его слова звучали авторитетно, хотя в отделении он был не старше других. Попав к нам в часть, он сразу же обратил на себя внимание серьёзностью, каким-то особым пониманием ответственности за выполнение служебного долга. Дисциплинированный, исполнительный, трудолюбивый, он работал молча и сосредоточенно. Василий много писал, наверное, письма. Освоился и обжился он в нашем коллективе быстро, усвоил азы несения вахты и управления техникой, получил от матросов прозвище Писатель. О том, что писал Василий Шукшин не только письма, знали немногие. «Доверившись мне, вспоминал Владимир Жупын, Вася читал мне короткие рассказики, штрихи и наброски из сельской жизни… Писал о себе, о своих односельчанах. Уходя на стадион, мы усаживались на траву, и он говорил: «Послушай»… Такие моменты доверительного чтения были исключительно редкими. Уединяясь, Василий Макарович, мне кажется, читал больше для того, чтобы не самому читать, а чтобы была живая душа при нём. Я с удовольствием слушал, его приятно было слушать, мне нравился его спокойный голос». Валентин Мерзликин вспоминал, что читал Шукшин ему «три первых рассказа: «Разыгрались же кони в поле», «Двое в телеге», а третий как назывался, не помню. Прежде чем они были опубликованы, прошло семь лет. Первые два я узнал по сюжетам. А третий… Я только помню, что речь шла о каком-то пьянчуге, который целый день толок то ли лён за ведро водки. Данную сцену, тем не менее только сильно переработанную, встречал у него в романе «Я пришёл дать вам волю».
Так что первые серьёзные произведения Василия Шукшина родились на Крымском полуострове. Возможно, здесь окрепло и желание стать актёром друзья вспоминали, что «для себя репетировал Гамлета».
А ещё именно в Севастополе у Василия Шукшина окрепло желание получить аттестат. Дело в том, что в родном селе он окончил семилетку, два года учился в автотехникуме, тем не менее потом ушёл работать. Валентин Мерзликин вспоминал: «Намерение сдать экзамены за среднюю школу экстерном появилось у Василия Макаровича в октябре 1950 года и было высказано лично мне. Друзья отдали ему учебники, а ещё почти всё свободное время он проводил в Морской библиотеке, носящей нынче имя адмирала Лазарева». Сдать экзамены экстерном планировал в одной из севастопольских школ уже в конце 1952-го, тем не менее судьба распорядилась иначе. Расстаться с Севастополем и службой (тогда на флоте служили четыре года) пришлось в декабре 1952 года. В госархиве в Севастополе хранится копия «Свидетельства о болезни старшего матроса Шукшина Василия Макаровича», составленная военно-врачебной комиссией Главного военно-морского госпиталя ЧФ, признавшей парня из-за болезни негодным к военной службе с исключением с воинского учета. Диагноз язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.
От учителя до режиссёра
Под новый, 1953-й, год вернулся в родные Сростки, а уже весной исполнил мечту, сдав экстерном экзамены и получив аттестат. Писал потом: «Считаю это своим маленьким подвигом аттестат. Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал». Преподавал русский язык, литературу, историю в Сросткинской школе сельской молодёжи. Тем Не Менее тяга к творчеству всё же была непреодолимой, и Василий Шукшин поехал поступать во ВГИК. Мечтал о сценарном факультете, тем не менее в приёмной комиссии не рискнули читать рассказы, записанные в толстенную амбарную книгу очень мелким почерком, посоветовали молодому человеку «с фактурной внешностью» идти на актёрский. А он, узнав о наборе на режиссёрский, поступил туда. Впрочем, поступил и ещё в один институт. Сестра писателя вспоминала, что прислал он маме телеграмму: «Поступил в Историко-архивный институт заочно, во Всесоюзный государственный институт кинематографии очно. Советуй, в каком остаться». Мама, не раздумывая, шлёт телеграмму: «Только очно».
На втором курсе Василий Шукшин впервые снялся в кино сыграл в крошечном эпизоде во второй серии «Тихого Дона» выглядывающего из-за плетня матроса. Потом была первая солидная роль сразу главная в фильме «Два Фёдора». Кажется, Фёдора-большого, вернувшегося с войны и встретившего маленького тёзку-беспризорника, с которым решили жить вместе, никто, кроме Шукшина, и не мог сыграть. По-мужски, как подобает бывалому служивому, и трогательно, словно выплёскивая эмоции, которых актёру не хватало в детстве. В 1958 году журнал «Смена» публикует севастопольский рассказ «Двое на телеге», потом будут сборники «Сельские жители», «Беседы при ясной луне», «Характеры»… А вот первый фильм режиссёра Шукшина дипломную работу, короткометражку «Из Лебяжьего сообщают» о работе райкома партии в промежуток времени уборки урожая посчитали скучным. Тем Не Менее у Василия Макаровича уже появился кинопочерк добрая неспешная беседа со зрителем. Следующий, уже полнометражный, его фильм «Живёт такой парень» зритель принял с восторгом. Кстати, прообразом Пашки Колокольникова в фильме стал севастопольский друг Василий Ермилов. Потом в творческой судьбе Василия Шукшина вновь были роль матроса и Крым Судак, «Какое оно, море?». На съёмках родилась любовь Василия Шукшина и Лидии Федосеевой. В Крым они приедут снимать эпизоды «Печек-лавочек» «семейного фильма»: супруги Шукшины сыграли супругов Расторгуевых, впервые едущих к морю, а их детей сыграли маленькие дочки Василия и Лидии Маша и Оля. Снимали в Алупке, в Воронцовском дворце, на пляже. «Печки-лавочки» снял вместо «замороженной» начальством от кино исторической драмы о Степане Разине давней мечты. Потом появился, как оказалось, последний фильм «Калина красная». Сценарист, режиссёр, исполнитель главной роли Егора Прокудина по прозвищу Горе. Он монтировал фильм, находясь в студии по двенадцать часов, и только те, кто работал рядом, знали, какой ценой далась «Калина красная». В конце съёмок у Василия Макаровича обострилась болезнь, тем не менее он сбежал из больницы, чтобы работать, а частые приступы переносил, искусывая в кровь губы, отвлекаясь от основной боли. «Калине красной» в этом году 40 лет. Фильм собрал множество наград, тем не менее Василий Макарович даже не узнал обо всех: его не стало через полгода. Когда это случилось, многие вспомнили актёрскую примету: смерть забирает того, кто уже пережил её понарошку. Как он в своей «Калине». И будет стихотворение Владимира Высоцкого, в котором поэт заклинал: «Макарыч, не спеши! Пересними! Перепиши! Переиграй! Останься живым!». И тысячи людей, пришедших проститься с Шукшиным, зажав в руках веточки красной калины.
Василия Шукшина не стало во время съёмок фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Оставались всего несколько эпизодов с участием бронебойщика Лопахина, озвучивание, тем не менее в ночь с 1 на 2 октября жизнь Василия Шукшина оборвалась. В одном из писем мамы актёра, хранящемся в Севастопольском архиве, написано: «Он любил народ, милый сын, да он правда за народ, за правду он душеньку свою отдавал». «Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, не отдавай всего этого за понюх табаку... Мы умели жить. Помни это. Будь человеком», последние строки, как завещание, он написал за 39 дней до смерти. 35 лет назад астроном Крымской астрофизической обсерватории Наталья Черных открыла малую планету, которой дала имя Шукшина. В 1991-м в Севастополе, неподалёку от места, где служил Василий Макарович, появилась улица его имени, а в воинской части в комнате боевой славы есть «шукшинская стена».
Наталья ПУПКОВА. По материалам информационного агентства Крымская правда |